«Колёса.ру» ознакомился с концептом адаптивных фар, которые студенты Университета машиностроения (МАМИ), разрабатывают в рамках соглашения о сотрудничестве с КАМАЗом.
Как объясняют авторы концепта, во главе угла на дороге всегда стоит безопасность, а адаптивная фара является элементом, который существенно может повысить её. «Изучив опыт иностранных фирм по созданию и проектированию различных режимов распространения адаптивного света (BMW, Skoda, Ford), нам удалось выбрать направление для развития собственных конструкторских решений», — рассказывают авторы проекта.
Конструктивные особенности адаптивной блок-фары приведены на рисунке ниже. Линза дальнего света, как и указатели поворота и габритные огни, ничем не отличаются от традиционной, а вот линза ближнего света имеет два режима освещения, в числе которых обычный и «на трассе с большой скоростью». Самый большой интерес представляет линза «Х» — она подвижная и способна совершать поворот влево и вправо на угол до 90 градусов; она находится ниже основного блока фары, поэтому не ослепляет водителя встречного транспорта. Интенсивность освещения Х-линзы больше, чем у фары ближнего света, но меньше, чем у дальнего.
У адаптивной фары есть несколько режимов работы:
Режим «В городе» — реализуется на скорости до 55 км/ч. Он характеризуется небольшой дальностью (50 метров), горизонтальной светотеневой границей и широким распространением светового луча. Включен ближний свет. Дальний свет выключен.
Режим «На трассе» — применяется вне города на скорости от 55 до 100 км/ч. Характеризуется применением стандартного для всех автомобилей режима ближнего света и второго режима ближнего света (ближний свет фар увеличенной дальности). Правая сторона дорожного полотна освещена лучше, чем левая (для освещения обочины).
Режим «На трассе с большой скоростью» — активируется при скорости автомобиля свыше 100 км/ч. Данный режим освещения представляет собой ближний свет фар увеличенной дальности (второй режим ближнего света), что позволяет безопасно двигаться прямолинейно и при поворотах на высокой скорости.
Режим «По бездорожью» — характеризуется максимально возможным освещением, достигаемым за счёт включения дальнего света, двух режимов ближнего света, а также включением двух, автоматически разворачивающихся в разные стороны, линз фар «Х» на максимально допустимый угол (правая линза «Х» поворачивается направо, левая линза «Х» поворачивается налево). При данном режиме автоматически отключается адаптивный режим.Для функционирования фар в нескольких режимах необходимо наличие видеокамеры, которая будет определять расстояние до встречного автомобиля и при помощи электронного блока управления регулировать степень интенсивности освещения, активируя один из перечисленных выше режимов.
«На сегодняшний день разработан концепт фары, общие принципы, — рассказали «Колёса.ру» в пресс-службе МАМИ. — На летней практике, а затем в следующем семестре студенты продолжат работу над адаптивной фарой, и выйдут на стадию прототипа, который будет установлен на одну из существующих моделей для демонстрации работы». Пока о серийном производстве новой разработки говорить рано, так как решение это технически сложное, но выполнимое, и дорогое.
Отметим, что между Университетом машиностроения (МАМИ) и КАМАЗом существует соглашение о сотрудничестве. «Оно полезно всем: с одной стороны, мы ориентируем студентов на конкретные задания с помощью кейсов (заданий с описанием ситуации, для которой надо найти решение), с другой — у предприятия есть шанс посмотреть на свои потенциальные кадры в работе», — рассказал Илья Князев, курирующий сотрудничество автогиганта и ВУЗа, в рамках которого был создан концепт цифровой приборной панели. «Приборка», к слову, может пойти «в серию» относительно скоро.
Источник: