Россия — поистине огромная страна! Ее просторы раскинулись с востока Европы, до севера Азии. Она занимает больше трети самого огромного материка на земле — Евразии. К тому же более 20% страны находится за Северным полярным кругом. На этих холодных территориях, в Заполярье, живут и трудятся люди. Дороги в этих суровых местах, часто бывают непроходимыми. А в отдаленных районах Якутии, их просто невозможно построить. Что же делать? Как доставлять в дальние села, продукты, медикаменты, одежду? Как и на чем передвигаться людям?
Выход из этого положения давно найден! Быстроходный гусеничный транспортер-тягач (МТЛБ). Этот снегоболотоход (вездеход) может преодолевать сложные препятствия, имеет большую грузоподъемность, работает в особо тяжелых дорожно-климатических условиях. На его платформе возможна комфортная перевозка людей, цистерн для топлива, бурильных установок. Может полностью заменить спецтехнику на колесном ходу.
Дизельный двигатель — ЯМЗ-238 с турбонадувом. Испытанный и востребованный. Соответствует более 300 лошадиных сил, а также соответствует экологическим нормам Евро-0. Является надежным в эксплуатации. Имеет восемь цилиндров — это обеспечивает мощность. Двигатель имеет увеличенный ресурс, который составляет — 15%, поэтому может эксплуатироваться в холодных условиях. Запасные части на него очень легко приобрести, благодаря его широкому применению.
Вес снегоболотохода около 10 тонн, защищен легкой броней. Именно этот небольшой вес и дает отличную маневренность. Ее же обеспечивают широкие гусеницы и плоское днище. Благодаря своей уникальной конструкции вездеход легко перемещается по большому снегу, по болотной местности, по насыпным трассам.
Кабина рассчитана на 2 человека, имеет теплоизоляцию и шумоизоляцию. В салоне могут комфортно разместится 11 человек. Предусмотрен аварийный выход. Впереди перед водителем имеются смотровые окна, в случае опасности они закрываются бронированными крышками. Стекла обогреваются отдельной системой обогрева. Общая система обогрева обеспечивает работоспособность машины в экстремальных условиях.
Одним из главных достоинств МЛТБ, является возможность преодолевать водное пространство. В снегоболотоходе имеются мощные помпы, которые откачают воду, в случае ее проникновения в машину. Эти же помпы продержат вездеход на плаву, даже при 30% утери плавучести. По воде машина передвигается со скоростью 5-6 км/ч.
И хоть в далеком 1964 году машина разрабатывалась для военных целей, нынешние ее модификации более пригодны для использования на гражданской службе. Она станет незаменимой в лесных хозяйствах, в нефте- и газопромыслах, в пожарной охране и многих других хозяйственных сферах. Туристам — любителям экстрима, и охотникам вездеход можно использовать как средство передвижения по опасным и труднодоступным маршрутам. До сих пор различные модели этой машины используются в армиях многих стран мира.