Сам себе инженер: тюнинг Lada Samara старой школы

Отечественные автомобили у нас издавна являются излюбленным объектом для доработок. Причем улучшают изначально одинаковые машины у нас совсем по-разному: одни прилаживают обвесы, «этажерки» и прямотоки, другие набивают салон киловаттами музыки… Наконец, третьи серьезно вмешиваются в двигатель и другую технику, добавляя ВАЗу прыти и спортивности.

Сергей – совсем не из этих категорий владельцев. Будучи дипломированным инженером-механиком, он при этом является убежденным сторонником стандартного внешнего вида. Но при этом постоянно и бесконечно модернизирует собственную машину, постоянно улучшая её потребительские свойства, причем своими силами. Просто купить какую-то деталь и приделать её ему неинтересно, а вот сначала сконструировать и затем сделать «улучшайзер» – другое дело.

Такой подход был очень популярен в советское время, но сегодня о «старой школе» практически забыли, ведь многие полезные «приблуды» давно освоили китайцы и остальные поставщики деталей и аксессуаров для отечественных машин.

Владельцем «пятнадцатой» он, кстати, стал отнюдь не потому, что не мог позволить себе какую-нибудь бюджетную иномарку. «Неинтересно», отвечает наш герой. Тем более, что в семье еще с семидесятых годов всегда был ВАЗ. Вот и Сергей, поездив на двух подержанных «девятках», при переходе на новую машину снова отдал предпочтение ВАЗу. И опять – Самаре, только «с багажником».

Статьи / История

Тюнинг ВАЗ-2113 Deutsche Lada: воспоминания о будущем

В далёком уже 2007 году новенькая «тринашка» цвета «млечный путь» сменила в моём гараже старенькую 20-летнюю ВАЗ-2108. Выбор модели был осознанный: хотелось ту же трёхдверную Самару, но… новую….

14121

4

5
25.10.2015

Сергей исповедует простой подход – если какая-то штатная деталь работает не совсем так, как должна, её можно усовершенствовать. Придумать конструкцию, изготовить требуемое изделие на соответствующем оборудовании, испытать и… двигаться дальше. Пусть доработки его автомобиля несведущему зрителю могут показаться малозначительными и несущественными, каждая из них положительно влияет на эксплуатационные качества «пятнашки». Причем в отличие от многих доморощенных «кулибиных», Сергей действительно знает, что делает. И делает это в заводских условиях, а не на коленке.

Зона отдыха

Первые же поездки на природу показали, что в «пятнашке» трудно устроить комфортные спальные места. Исправить ситуацию удалось, придумав и изготовив специальные кронштейны-«руки», благодаря которым заднее сиденье трансформируется в просторное спальное ложе. При этом спинка откидывается вниз, а подушка разворачивается другой стороной и крепится «наоборот» с помощью тех самых кронштейнов.

1 / 6

Кронштейны собственной разработки и изготовления позволяют превратить заднее сиденье в спальное ложе. Обратите внимание на маркировку деталей!

2 / 6

Кронштейны собственной разработки и изготовления позволяют превратить заднее сиденье в спальное ложе. Обратите внимание на маркировку деталей!

3 / 6

Кронштейны собственной разработки и изготовления позволяют превратить заднее сиденье в спальное ложе. Обратите внимание на маркировку деталей!

4 / 6

Кронштейны собственной разработки и изготовления позволяют превратить заднее сиденье в спальное ложе. Обратите внимание на маркировку деталей!

5 / 6

Кронштейны собственной разработки и изготовления позволяют превратить заднее сиденье в спальное ложе. Обратите внимание на маркировку деталей!

6 / 6

Кронштейны собственной разработки и изготовления позволяют превратить заднее сиденье в спальное ложе. Обратите внимание на маркировку деталей!

Достаточно убрать поклажу из багажника – и можно ложиться головой вперед (против хода автомобиля), просунув ноги через проём под задней полкой. Казалось бы, всего лишь небольшая переделка, а уровень комфорта во время ночевки в машине заметно вырос, поскольку «ложе» обрело надежную опору.

Штатный вариант

Двухдверное наследие: спинки передних сидений ВАЗ-2115 откидываются, как на «восьмерке»

1 / 6

Благодаря кронштейнам появляется просторная «кровать». Трансформация занимает 5-6 минут

2 / 6

Благодаря кронштейнам появляется просторная «кровать». Трансформация занимает 5-6 минут

3 / 6

Благодаря кронштейнам появляется просторная «кровать». Трансформация занимает 5-6 минут

4 / 6

Благодаря кронштейнам появляется просторная «кровать». Трансформация занимает 5-6 минут

5 / 6

Благодаря кронштейнам появляется просторная «кровать». Трансформация занимает 5-6 минут

6 / 6

Благодаря кронштейнам появляется просторная «кровать». Трансформация занимает 5-6 минут

Еще одно «ноу-хау» — разрезанный пополам «бублик» заднего амортизатора, предотвращающий скрип и перемещение спинки

Под капотом и рядом

Как инженер-механик, владелец крайне скептически относится к газораспределительному механизму нового образца, где ролик получил пластиковую обойму и однорядный подшипник. Действительно, многие обладатели «зубил» изрядно намучились с этой деталью, столкнувшись с неприятным «сползанием» ремня ГРМ в сторону. Это приводит к быстрому износу ремня и его обязательному обрыву.

Сергей же на абсолютно новой машине сразу поменял механизм на «восьмерочный» – то есть установил ролик типа 2105 с металлической обоймой и двухрядным подшипником. Причем деталь не простая, а сделанная во Франции под именитым брендом SKF. «Эскаэфовские» подшипники захотелось установить и в задние ступицы, что также было сделано практически сразу.

Ролик нового образца

Для установки ролика в механизм ГРМ были выточены (разумеется, собственноручно!) необходимые детали – шпилька, дистанционная шайба, гайка. Будучи педантом, Сергей с точностью до десятых миллиметра выставил все расстояния, нарезав резьбу на соответствующих отрезках шпильки. В итоге ремень встал на место просто идеально и все эти годы не привлекает к себе никакого внимания.

1 / 2

Ролик старого образца фирмы SKF на двигателе 2111

2 / 2

Ролик старого образца фирмы SKF на двигателе 2111

Чтобы облегчить доступ в подкапотное пространство, штатная «палка» упора уступила место газовому амортизатору. Кронштейны – разумеется, оригинальной конструкции и «своего» производства. Тщательно продумав детали, удалось добиться идеальной работы упора как вверх, так и вниз, а капот при этом встаёт без малейших перекосов.

1 / 2

Кронштейн собственной конструкции и изготовления

2 / 2

Кронштейн собственной конструкции и изготовления

Поскольку в Украине, где живёт владелец, с 1 октября по 1 мая за пределами населенных пунктов необходимо двигаться с включенными фарами, Сергей решил сделать дневные ходовые огни «как на Гранте». Что это значит? Включение нитей дальнего света через спираль с помощью отдельной кнопки позволило в итоге получить полноценные ходовые огни мощностью около 20 Вт (подбирается с помощью сопротивления).

Дневные ходовые огни коммутируются с помощью такого блока. Подключение – через спираль.

При этом включение габаритных огней или ближнего света тут же отключает ДХО, то есть штатная схема работы фар головного освещения полностью сохранена. Чтобы ходовые огни не «посадили батарею» на стоянке, при выключении зажигания цепь отключается.

1 / 3

Светящий «в треть накала» дальний свет даёт нужную яркость при минимальном расходе электроэнергии

2 / 3

Светящий «в треть накала» дальний свет даёт нужную яркость при минимальном расходе электроэнергии

3 / 3

Светящий «в треть накала» дальний свет даёт нужную яркость при минимальном расходе электроэнергии

Еще одна «электрическая» доработка – принудительное включение вентилятора радиатора отдельной кнопкой. Нет, штатная схема отлично работает, но поскольку 1,6-литровый двигатель сам по себе более «горячий», чем «полторашка», владелец включает вентилятор превентивно, не дожидаясь, пока температура приблизится к критической отметке.

Слева – кнопка включения ДХО, справа – принудительное включение вентилятора радиатора

Семь лет тишины: никакой аудиосистемы в этой Самаре никогда не было!

Система охлаждения двигателя вообще является объектом пристального внимания Сергея. Добиться её работы «как в книге» удалось, собрав в заводской крышке расширительного бачка внутренности от крышки Фольксвагена.

1 / 2

Внешне крышка ничем не отличается от штатной, но её внутренности – «фольксвагеновские»

2 / 2

Внешне крышка ничем не отличается от штатной, но её внутренности – «фольксвагеновские»

Для точной настройки открытия клапана Сергей создал нехитрое приспособление, которым измеряет порог срабатывания. Охлаждающая жидкость постоянно очищается отдельным фильтром тонкой очистки.

Приспособление для настройки клапана крышки расширительного бачка

1 / 3

Охлаждающая жидкость постоянно очищается отдельным фильтром тонкой очистки.

2 / 3

Охлаждающая жидкость постоянно очищается отдельным фильтром тонкой очистки.

3 / 3

Охлаждающая жидкость постоянно очищается отдельным фильтром тонкой очистки.

«Малоизвестное в наше время решение – ориентация электрода свечи в сторону клапана с помощью тонких шайб. В советской литературе утверждали, что так улучшается сгорание в цилиндре».

Больше по электрике особых доработок не было – разве что подключили «массу» от АКБ на генератор отдельным проводом, а у дворников появилась регулируемая пауза – разумеется, авторской разработки.

Дополнительные «массы» на ВАЗе не помешают

Чтобы облегчить «дыхание» двигателю, в панели передка выполнено дополнительное отверстие для забора холодного воздуха на впуск, а пластиковая облицовка несколько подрезана.

Холодный впуск

Не забыл Сергей и о чистом воздухе в салоне: вместо не слишком эффективного штатного «чулка» он установил более эффективный фильтр от ВАЗ-2110, для чего пришлось использовать специальный адаптер. Встретив в продаже очень качественное готовое изделие, владелец не стал «изобретать велосипед».

Адаптер салонного фильтра ВАЗ-2110 – готовое изделие, приобретённое в интернете

Довольно большие по площади вентиляционные отверстия на передке Сергей прикрыл сеточками, которые эффективно защищают радиатор от мух и мелких камешков. Мелочь, казалось бы, но зато чистить радиатор приходится гораздо реже.

1 / 2

Сетка – простой, но эффективный способ защиты радиатора от грязи и камней

2 / 2

Сетка – простой, но эффективный способ защиты радиатора от грязи и камней

Любой «зубиловод» знает, какой надоедливый зуд может издавать рычаг переключения передач при сбросе газа или под нагрузкой. Критически оценив штатную конструкцию, Сергей спроектировал и изготовил собственные втулки и установил их. Результат – тишина в салоне.

Еще одна традиционная болячка Самар – течь масла в районе штока кулисы КП. Многие устанавливают дополнительный сальник или до бесконечности меняют штатный. Изучив вопрос, Сергей поступил иначе: подобрал полиуретановое уплотнение с подходящим внутренним диаметром, а разницу в наружных размерах компенсировал алюминиевой втулкой – разумеется, тщательно подогнав размеры. Установив такое уплотнение поверх штатного сальника, удалось получить абсолютную герметичность детали.

1 / 6

Дополнительное уплотнение сальника кулисы КП помогло избавиться от традиционных «соплей» масла на корпусе коробки

2 / 6

Дополнительное уплотнение сальника кулисы КП помогло избавиться от традиционных «соплей» масла на корпусе коробки

3 / 6

Дополнительное уплотнение сальника кулисы КП помогло избавиться от традиционных «соплей» масла на корпусе коробки

4 / 6

Дополнительное уплотнение сальника кулисы КП помогло избавиться от традиционных «соплей» масла на корпусе коробки

5 / 6

Дополнительное уплотнение сальника кулисы КП помогло избавиться от традиционных «соплей» масла на корпусе коробки

6 / 6

Дополнительное уплотнение сальника кулисы КП помогло избавиться от традиционных «соплей» масла на корпусе коробки

Некоторые мелочи на этой модели выглядят слишком «по-тракторному». Именно поэтому болты крепления колес прикрыты колпаками. Деталь самая обычная, из автомагазина, а вот её крепление через П-образную планку и центральную потайную гайку – кастомная.

1 / 2

Колпаки закрывают центральную часть ступицы «как на Жигулях». Крепление центральной гайкой – оригинальное, собственного изготовления.

2 / 2

Колпаки закрывают центральную часть ступицы «как на Жигулях». Крепление центральной гайкой – оригинальное, собственного изготовления.

1 / 3

Как принято говорить, снаружи машина практически «в полном стоке». Задние подкрылки и брызговики немного доработаны по эстетическим соображениям.

2 / 3

Как принято говорить, снаружи машина практически «в полном стоке». Задние подкрылки и брызговики немного доработаны по эстетическим соображениям.

3 / 3

Как принято говорить, снаружи машина практически «в полном стоке». Задние подкрылки и брызговики немного доработаны по эстетическим соображениям.

1 / 4

Накладки на зеркалах и дефлекторы на стеклах – пожалуй, единственные нештатные детали в экстерьере. Выпускной патрубок глушителя подрезан «для красоты»

2 / 4

Накладки на зеркалах и дефлекторы на стеклах – пожалуй, единственные нештатные детали в экстерьере. Выпускной патрубок глушителя подрезан «для красоты»

3 / 4

Накладки на зеркалах и дефлекторы на стеклах – пожалуй, единственные нештатные детали в экстерьере. Выпускной патрубок глушителя подрезан «для красоты»

4 / 4

Накладки на зеркалах и дефлекторы на стеклах – пожалуй, единственные нештатные детали в экстерьере. Выпускной патрубок глушителя подрезан «для красоты»

От внимательного взора инженера не ускользнула даже такая мелочь, как гайки крепления дверных ручек. Казалось бы, совсем ерунда – замена обычного крепежа на колпачковый. Но теперь во время мойки машины губка и руки уже не повреждаются.

Дверные ручки изнутри крепятся с помощью колпачковых гаек

1 / 2

Для аптечки предусмотрено специальное крепление. Треугольник Сергей установил «по-мерседесовски» — на внутренней поверхности крышки багажника.

2 / 2

Для аптечки предусмотрено специальное крепление. Треугольник Сергей установил «по-мерседесовски» — на внутренней поверхности крышки багажника.

К смазке для двигателя и трансмиссии у Сергея также собственный подход. В машине используются материалы на основе дисульфида молибдена, что благоприятно сказывается на работе агрегатов. Проще говоря, благодаря присадкам удалось избавиться от «родового проклятья» любого зубиловода – «фирменного» гула и воя коробки передач.

Вместо сигнализации

Напоследок несколько слов о противоугонных системах. Ставить обычную «сигналку» Сергей не стал, но активировал штатный иммобилайзер АПС-4, что мало кто делает. Второе «электрическое» дополнение – отключение питания бензонасоса потайным тумблером. И уж совсем простой, но эффективный способ противодействия потенциальным угонщикам – механический блокиратор рулевого вала. Вставленный «куда нужно» специально изготовленный штырь, при всей его примитивности, надежно блокирует руль от проворачивания. Конечно, его можно найти и вытащить, но на все потребуется время.

У «противоугонного» штыря есть специальное крепление, чтобы деталь была всегда под рукой

***

Таких машин и таких автовладельцев сейчас уже практически не встретишь: никому в голову не придет заниматься «тонкой доводкой» автомобиля, тем более отечественного производства. Авто принято покупать, чтобы комфортно ездить и, насколько это возможно, подчеркивать статус. Что ж, тем ценнее и интереснее становятся отдельные экземпляры, которые как будто перенеслись к нам на машине времени из какого-нибудь 1992-го.

ОпросТакой «инженерный тюнинг» — это:

  • Отличное хобби! Мое уважение

  • Просто бессмысленный анахронизм

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • Просто бессмысленный анахронизм 50%, 3 3 50% 50% от всех голосов
  • Отличное хобби! Мое уважение 50%, 3 3 50% 50% от всех голосов

Всего голосов: 622.09.2016 × Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать

  • Отличное хобби! Мое уважение
  • Просто бессмысленный анахронизм

× Вы или с вашего IP уже голосовали. Результаты

Источник: http://www.kolesa.ru/article/tuning-auto/

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий