Июнь 2016 года запомнится очередным и довольно массированным наступлением на права автолюбителей. Причем речь не идет о новых поправках в Правила дорожного движения – изменения предлагаются в совсем другие законы, однако угрожают они именно владельцам автомобилей и особенно – их кошелькам.
Страховщики добились нужной им экспертизы
Один закон уже принят Госдумой и даже одобрен Советом Федерации. В нем говорится, что срок действия страховых тарифов по ОСАГО не сможет быть менее года, а потерпевшему в ДТП теперь будет запрещено проводить независимую экспертизу только по собственной инициативе.
Изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части срока действия страховых тарифов по ОСАГО предусматривают, что срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов не может быть менее одного года. То есть даже если вы собираетесь ездить на машине недолго, купить полис на три месяца или полгода теперь невозможно — придется платить за год сразу. Положение вступает в силу с 1 сентября 2016 года.
Пожалуй, гораздо более неприятным для автовладельцев новшеством станет необходимость предоставлять машину страховщику для осмотра, чтобы получить компенсацию по «автогражданке».
Страховщик будет обязан
осмотреть поврежденное транспортное средство (далее мы ограничимся аббревиатурой ТС) или то, что от него осталось, и организовать независимую техническую экспертизу и оценку. Причем – в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате (с приложенными необходимыми документами) или прямом возмещении убытков. При этом потерпевшему закон запрещает самостоятельно организовывать независимую экспертизу или независимую оценку застрахованного имущества.
А если потерпевший не представит свое авто на осмотр, то страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление без рассмотрения. Такие поправки давно лоббировались страховыми компаниями. Они не раз публично заявляли, что терпят большие убытки от деятельности автоюристов, которые выкупали право требования возмещения убытков и через суд заставляли страховщика выплатить не только то, что предусмотрено полисом ОСАГО, но и расходы на юридическую помощь. То есть, строго говоря, не только сами юристы получали неплохие гонорары, но и автовладельцу доставалось намного больше, чем ему был готов выплатить страховщик.
Более того, потерпевшему не нужно было терять время на препирательства, предоставлять страховщику машину на осмотр и ждать, пока тот примет решение о выплате (или об отказе от выплат). Он сразу получал солидную сумму от юристов, которые затем сами проводили независимую экспертизу, оценивая машину и необходимые на ее ремонт затраты. Теперь такой «номер» не пройдет.
Статьи / Автоправо
Новые поправки в ПДД: кого объявят опасными рецидивистами
Три нарушения – одно лишение
Кабинет министров предлагает лишать водительских прав за три грубых нарушения в год и наказывать автомобилистов за опасную езду. Очевидно, что это часть проводимой властями в последние годы…
18571
0
14
08.06.2016
И это весьма печально, так как экспертизу, которую проводит страховая компания, назвать «независимой» можно с известной долей условности. Как правило, «прикормленные» страховщиками эксперты сильно занижают стоимость авто и необходимых запчастей, из-за чего потерпевший если и получает возмещение, то лишь в незначительной сумме, которой не хватает даже на «гаражный» ремонт.
Страховщики просили вообще запретить переуступку требований, однако им сразу дали понять, что это общепринятая практика, соответствующая гражданским правоотношениям. Поэтому автоюристы не теряют возможность судиться со страховыми компаниями, но теперь им придется противопоставлять свои экспертные оценки результатам экспертизы, которую организовал страховщик.
Недобросовестных страховщиков накажет ЦБ
Есть, правда, и хорошая новость. Автовладельцы нашли эффективный, хотя и длительный, способ добиться полиса ОСАГО от страховых компаний безо всяких дополнительных условий (страхование жизни и прочие навязанные услуги). Сняв на видео отказы сотрудников одной из страховых компаний оформить полис ОСАГО в день обращения, они направили этот ролик в Центробанк, который контролирует деятельность страховщиков. Итог – штраф в отношении директора компании. Два штрафа по двум заявлениям, каждый из которых составляет 50 тысяч рублей, – серьезное наказание, считают сами заявители из Иваново. После этого полисы им оформили без разговоров. Правда, процедура отняла четыре месяца.
Это решение Центробанка юристы считают прецедентным. При желании наказать страховщика за отказ продажи полиса ОСАГО в день обращения в страховую компанию можно, сославшись на имеющийся прецедент и, не доводя дело до суда, добиться от недобросовестной компании соблюдения законодательства.
Правительство «стимулирует» должников
Второе предложение пока даже не является законопроектом. Однако изменения в законы «О безопасности дорожного движения» и «Об исполнительном производстве» намерено внести Правительство РФ, и потому есть веские основания полагать, что обнародованные Кабинетом министров поправки будут приняты. А в них, в частности, содержится запрет должникам ставить на учет автомобиль и получать водительские права.
Авторы поправок считают, что эти меры
«будут стимулировать должников погашать задолженность по исполнительным производствам».
В Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предлагаются изменения, обязывающие кредитные организации, почту, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему.
Статьи / Автоправо
Как правильно доказать свою невиновность в ДТП или нарушении с помощью видео?
Законопроектом предлагается закрепить право использования аудио- и видеозаписей, материалов фото- и киносъемки, иных носителей информации, в том числе в цифровой форме, для этого в Кодексе РФ об…
19694
0
41
19.04.2016
А в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предлагается внести запреты на регистрацию ТС и сдачу экзаменов на право управления транспортными средствами лицами, имеющими непогашенную задолженность, сумма которой превышает 10 000 рублей. Если информация о такой задолженности включена в банк данных, а информация об уплате отсутствует, то начинают действовать меры, «необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц».
Отличная идея, которая полностью соответствует общему политическому курсу давления на нерадивых должников. Уже звучали предложения не предоставлять им государственные услуги: не регистрировать браки, не выдавать загранпаспорта и другие документы. Но первыми пострадают, как водится, автовладельцы, которым, как полагают в коридорах власти, есть что терять.
При принятии этого закона спор может возникнуть лишь относительно природы непогашенной задолженности. Одни депутаты считают, что наказывать нужно всех должников, в том числе, например, злостных алиментщиков, другие – только тех, у кого скопились неоплаченные штрафы за нарушение ПДД. Однако во вторую категорию явно не попадут те, кто только собирается сдать экзамен и получить водительские права.
Заслон автохламу или нарушение прав?
Наконец, третье предложение, которое пока только обсуждается в СМИ, может окончательно подрубить корни рынку подержанных авто.
Статьи / Автоправо
Полисы ОСАГО: как отличить подлинный от поддельного?
Очередей удалось избежать
Кризис стал хорошим поводом увеличить налоговое бремя для автомобилистов. То нам угрожают значительным повышением цен на бензин, несмотря на падение нефтяных котировок….
7343
0
4
15.03.2016
Сообщается, что власти России могут запретить куплю-продажу подержанных автомобилей с рук и обяжут автовладельцев проводить обязательную подготовку машин перед их продажами в дилерских центрах.
Соответствующие решения, по мнению авторов этой шальной идеи, повысят безопасность дорожного движения, «так как автохламу будет труднее попасть на дороги страны», а покупатели будут уверены в безопасности покупаемых машин. Но главное, конечно, что дилеры получат дополнительные приработки, а бюджет – дополнительные отчисления по налогообложению, сумма которых, по экспертной оценке, может достигать 3 трлн рублей ежегодно. Министерство промышленности и торговли России пока не сознается, что ему это предложение очень интересно, и говорит, что оно лишь собирается рассмотреть вопрос о необходимости принятия таких решений.
И хотя Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» поспешила опровергнуть эту информацию, чтобы успокоить автолюбителей, те, конечно, немедленно начали бить в набат. Словам вице-президента Ассоциации Олега Мосеева «Мы всегда выступали за цивилизованное развитие рынка автомобилей с пробегом. Без каких-либо ограничений! Поэтому запрета на продажу подержанных машин нет и не будет» никто, кажется, не поверил.
В этой ситуации автовладельцев могут успокоить только юристы, которые уже высказали мнение, что подобное ограничение прав будет неконституционным, так как оно нарушает не только свободу договора, но и право человека распоряжаться своим имуществом так, как он считает нужным.
Впрочем, если продавать машину с рук все-таки запретят, то россияне легко обойдут нелепые запреты, начав «дарить» свои машины (в обмен на нигде не учтенные деньги). Или же повсеместно возродится давно забытый механизм продажи автомобилей по доверенности.